?

Log in

No account? Create an account
основная

Записки на полях жизни

О дорогах железных, проселочных и не только

Previous Entry Поделиться Next Entry
Дорога, существующая лишь на картах
основная
railway_man
Но ярче других ощущений был явственный родственный зов
Огромных пустых помещений, пакгаузов, складов, цехов.
А дальше - провалы, пролеты, разъезды, пути, фонари,
Ночные пространства, пустоты, и пустоши, и пустыри.
(Потаня – Он жил у железной дороги)


То, что сейчас железные дороги не только строят, но и разбирают, знают многие. Но среди прочих этот участок выделяется тем, что он: а) ширококолейный; б) принадлежит РЖД; в) является частью транзитного широтного хода Раненбург - Смоленск. И, тем не менее, участок Теплое – Волово – Куликово Поле ныне существует только в атласах железных дорог. С 1999 года он числится в глубокой консервации. Что это такое, решаем посмотреть с другом Андреем – отправляемся в 2-дневный поход от Волово до станции Куликово Поле.

 (640x480, 254Kb)



Интересующий нас участок был введен в эксплуатацию в декабре 1899 года в составе других, соединивших Данков и Смоленск Рязано-Уральской железной дороги. Вспомним, что в те годы Россия развивалась ускоренными темпами и железная дорога, как неотъемлемая часть нашей огромной страны, также быстро увеличивала свою протяженность (например, в 1899 году было введено в эксплуатацию почти 5000 верст «чугунки»!). Часть выращенного зерна (и другой сельхозпродукции) страна экспортировала за рубеж и вот как раз данная линия являлась кратчайшим путем с юга России к портам Прибалтики. Ее так и называли – «хлебная дорога». С разной частотой поезда ездили по ней до 1990-х годов. Но в середине 90-х отменяется своеобразный символ этой дороги – пассажирский поезд Смоленск – Мичуринск. Затем отменяются оставшиеся две пары пригородных поездов. И, как злой рок, свой 100-летний юбилей дорога встречает снятием шпал и рельсов, превращаясь из транзитной широтной линии в два тупиковых участка: Раненбург – Куликово Поле и Теплое – Смоленск…

Стартуем с Андреем вечером 28 мая 2007 года, накануне майских праздников, благо в этот момент назначаются дополнительные поезда. В обычные дни попадать из Москвы в Волово не очень удобно, так как московские поезда приходят туда посреди ночи, а проходящие транзитом поезда из Петербурга имеют два минуса: нельзя заранее купить билеты и они фирменные (что на 50% удорожает поездку, а нужен ли вам повышенный комфорт на 5 часов езды РЖД не очень-то интересует). Но вот у нас на руках билеты на поезд 411 Москва – Волгоград. Заранее договариваемся, что 1 мая мне обязательно надо быть в Москве на юбилее брата, поэтому и провизию берем из расчета на два дня путешествия. Остальное традиционно: палатка, спальники, карта, фото и видеоаппаратура и пр.
Прибываем в Волово в 4.45. На улице еще темно, но старинный вокзал красиво подсвечен фонарями, что и фиксируем на фото. Но ночи уже короткие и небо постепенно озаряется ярко-розовыми зарницами, и мы начинаем исследовательскую работу. Первым делом отправляемся на север, к путепроводу.

 (640x480, 106Kb)

По бывшей рязано-уральской линии рельсы сняты уже у выходного светофора – далее лишь земляное полотно, да щебенка, напоминающая о когда-то лежавших рельсах. Участок Узловая – Елец (Москва – Донбасс) построен в 1874 году, поэтому сверху путепровода расположилась построенная на 25 лет позже широтная линия. Железобетонный пролет на месте, но щебень и оставшиеся деревянные шпалы со стороны Теплого уже начали зарастать деревцами: природа не терпит пустоты. Фиксируем с путепровода дизель-поезд Д1 Ефремов – Узловая – эта неповторимая по формам серия подвижного состава уже уходит с Московской дороги в историю. Друзья, торопитесь увидеть, запечатлеть, прокатится!

 (480x640, 157Kb)

А мы под рокот мощных дизелей проносящихся тепловозов возвращаемся на станцию Волово. Здание вокзала одноэтажное, островного типа, не лишено архитектурной привлекательности, не так давно косметически отремонтировано Московской дорогой. Восточная сторона, обслуживавшая ранее в основном широтную линию, сейчас используется для отстоя ржавых грузовых вагонов. Проходим в южную горловину станции мимо явно старинного здания местной амбулатории, угольного склада с ж.д.краном. И все, исследуемая линия обрывается, мелькнув еще двумя рельсами и маршрутным светофором на переезде – далее лишь уходящая полоса щебенки.

Вскоре обнаруживается и первое искусственное сооружение – каменная арочная водопропускная труба с упавшей вниз железобетонной шпалой. Четко видно, что буквально за считанные годы до разбора линии ее неплохо отремонтировали: уложили почти везде железобетонные шпалы (в основном шпалы 1980-81 годов изготовления, но видели даже 1995-го(!)), подсыпан свежий балласт из обломков гранита.

Поначалу честно шли по полотну бывшей железной дороги, но вскоре стали комбинировать: часть проходить по щебню, часть – рядом по земле. Надо заметить, что период посещения дороги посредине весны был выбран удачно – еще нет комаров, не жарко и не холодно, трава пока небольшая (это позволяет идти по ней быстрее, а с другой стороны уже более живые картины с присутствием зелени). Изначально было решено, что основная часть 50-километрового участка должна быть нами пройдена в первый день, что и подтвердилось – ночевали мы за бывшей станцией Птань, пройдя 2/3 планируемого пути. А вообще вот как располагались раздельные пункты участка (отсчет километража на линии был принят от станции Раненбург):
ст.Волово (152 км)
рзд.Непрядово (144км)
ст.Дворики (135 км)
рзд.Дуплище (127 км)
ст.Птань (119 км)
рзд.Страховский (113 км)
ст.Куликово Поле (102 км)

 (480x640, 90Kb)

Окружающая местность в основном открытая, но вдоль линии везде идет полоса защитных лесонасаждений, что придает ей некоторый уют. А вот с пополнением воды сложнее – водоемов по пути совсем немного, поэтому запасайтесь заранее. Наличие попутных продмагазинов не изучалось, но вероятность таких между Волово и Куркино невелика.

 (480x640, 163Kb)

Не прошло и десятилетия с момента прекращения движения, а уже сейчас следов дороги осталось немного. Возникает ощущение, что специально уничтожались железнодорожные составляющие: по пути встречали переломленные мачты светофоров, километровые столбы, сброшенные в сторону пикетные столбики. Остальное постепенно разбирается местными жителями: срезаются откосы линии и вырываются из земли кабели, сняты все металлические предметы, выкапывается щебень и даже песок. Уже начали снимать провода с идущей рядом телеграфной линии. Поржавевшие километровые знаки встретились считанные разы. Кроме того, все выше поднимаются деревья на насыпи дороги.

 (640x480, 99Kb)

 (480x640, 126Kb)

Вокзал станции Птань разграблен, перекрытия частично сломаны.

 (640x480, 137Kb)

В Двориках вокзалу повезло больше – он полностью сохранился, благодаря тому, что в нем проживает бывшая работница дороги.

 (640x480, 78Kb)

Чувствовалось, насколько человек хорошо знает дорогу, причем она еще и старается бороться с теми, кто ее разоряет, да разве это под силу пожилому человеку. «Раньше в здании жило несколько семей, да все разбежались-разъехались, я одна осталась». Так и хотелось попросить ее открыть зал ожидания, но видя какие мучения приносят женщине любые упоминания о ЕЕ железной дороге мы извинились и попрощались.


 (480x640, 109Kb)

Из архитектурных достопримечательностей еще сохранились путевые казармы в Волово и у деревни Любимовка. Здания на бывших разъездах уничтожены (видно, что разъезды были закрыты намного раньше прекращения движения (все разъезды построены по классической 3-путной схеме). Кстати в последние годы работы и на станциях боковые пути не использовались – рядом с главным путем были уложены железобетонные плиты в качестве перронов). Из не относящихся непосредственно к дороге достопримечательностей, но расположенных вдоль нее, отмечу сельские храмы: один находится в деревне Осиново, второй – храм Знамения (XVIII в.) – в Любимовке.

 (640x480, 101Kb)

Пока фотографировал этот храм, подошел мужчина, разговорились: «А я думал вы что-то прозваниваете. Все ждем, надеемся, что восстановят нашу железку, снова поезда побегут, да надежд все меньше. В последние годы работы ходил тут тепловоз и три вагончика. Для нас в Любимовке даже остановку сделали – на переезде. Потом поезд перестал ходить. Говорили, что временно, ремонтировать дорогу собираются. И вдруг все рельсы снимают. Мы даже подумали, что ворует кто-то, но выяснилось что все по приказу из управления дороги, вот так дороги и не стало. Народ посмотрел, что никакого ремонта нет, стал тащить с дороги все подряд. Вот что Перестройка сделала. Хотя у нее, конечно, были и хорошие стороны, но плохих явно больше, раза в 4. А раньше ведь свой совхоз у нас был, на хорошем счету. Сейчас же работы совсем нет, кто остался, ездят вахтами по 2 недели в Москву в охрану». Спросили мы у мужчины про воронки вдоль железной дороги. «Да, ведь тут бои были. Не сильные, но все-таки. В нашей деревне немцы двоих расстреляли, а севернее шли каратели. Но до Куликова Поля они не дошли и от нас их быстро прогнали. А жили они как раз в нашем храме, он тогда немного заброшенный был. В 1960-х его восстановили, службы пошли».

Из искусственных сооружений встретили десяток старинных каменных труб, современные небольшие мостики. Недалеко от Непрядово дорогу пересекла современная скоростная автотрасса М4 «Дон», причем видно, что сооружение совсем свежее, поезда под ним уже не ходили.

 (640x480, 121Kb)

Ну и как «на сладкое» для путешественника - впечатляющий старый мост-красавец через реку Гнилуша на последнем участке перед Куркино.

 (640x480, 92Kb)

Мост не столько большой, сколько высокий: представьте себе сооружение с пятиэтажку высотой, на изящных промежуточных опорах, с клепаными пролетами, из которых средний представлен в виде арочной фермы с ездой поверху. Мостовой деревянный брус клали на совесть – он и сейчас держится, по нему перейти на другой берег не проблема. Но брусья уже начали снимать местные (в непосредственной близости у моста расположены три деревни) и если эта тенденция продолжится, то переход по мосту станет уделом лишь смелых и отчаянных людей.

 (640x473, 110Kb)

Станция Куликово Поле встречает путешественников своеобразным маячком – работающим входным красным огнем светофора.

 (640x480, 106Kb)

Рельсов нет, но светофор работает – и так оказывается бывает. И хотя Куликово Поле находится в значительной стороне от станции, это событие было увековечено в названии станции и в оформлении здания вокзала. Вокзал открыт с 9.20 до 16.30 и достоин внимания энтузиастов железных дорог как снаружи, так и изнутри. Но на расписании оставшихся пригородных поездов прикреплена зловещая бумажка: со второго мая 2007г., за исключением субботних дней, отменяется пригородный отправлением в 10.00 из Куликова Поля и 14.00 из Льва Толстого. Печальный сигнал о дальнейшей неопределенной судьбе еще одного участка линии Раненбург – Смоленск. Хотя если даже просто произнести название пригородного поезда «Лев Толстой – Куликово Поле» понимаешь, что в этих названиях уже заложена музейная подоплека и это важные эпохи истории России и не только ее.

 (640x480, 115Kb)

Автостанция в Куркине находится на западной окраине, недалеко от железной дороги (минут 8 пешего хода от вокзала). Отсюда можно уехать в Богородицк, Кимовск, Тулу, а также Москву. Особенно удобно наличие рейса в 22.00. Собственно им мы и воспользовались и в 4 утра уже были на Щелковском автовокзале. Хотя изначально хотели поехать пригородным поездом в Лев Толстой и далее прицепными вагонами до Москвы, но вовремя получили СМС (кстати, сотовая связь работает уверенно вдоль всего участка Волово – Куликово Поле), что оттуда есть лишь верхние купе по 1000 руб. вылезли на первой остановке (Баловинки) и отправились пешком по железной дороге обратно в Куркино. Остановочный пункт Баловинки находится на 1,5 км западнее обозначенного в атласе «Арбалета» разъезда, у переезда в Измайловке. На месте же бывшего разъезда Баловинки снятые боковые пути и разрушенное здание разъезда.
В пригородном поезде ТЭП70 и один общий вагон, в котором верхние части внутренних перегородок ячеек срезаны, а верхние полки установлены взамен боковых сидений и откидного столика. Поезд идет резво – чувствуется что находится путь в хорошем состоянии. Хочется верить, что не поднимется рука продолжить разрушение уникальной исторической дороги.

Андрей в 1999 году принимал участие в ретро-поездке по участку Лев Толстой – Куликово Поле на паровозной тяге (Л-0006) под руководством Алексея Вульфова, поэтому еще из вагона приметил над железкой знакомый старинный железобетонный автопутепровод: под ним проходил один из фотостопов. Путепровод построен в 1910 году (сохранились бетонные таблички!). Все-таки умели наши деды и прадеды строить красиво (и на века): с одной стороны выгравировано «Ряз.Г.», с другой – «Тул.Г.» (Рязанская и Тульская губернии). Волею судьбы путепровод и сейчас на границе двух регионов России: разделяет Тульскую и Липецкую области.

Пересекаем 101-й км и уже в закатных сумерках выходим к станции Куликово Поле. Над рельсами огромный диск Луны, словно путеводная звезда дороги. Каким окажется XXI век для железной дороги Раненбург – Смоленск?

 (480x640, 91Kb)


класс! отличный рассказ...

Спасибо.
Кстати, у меня возможно идиотский вопрос.. А зачем разбирать? Дешевле ведь оставить как есть?

Сложный вопрос в данном случае, так как линия использовалась как
транзитная, а теперь нужно ездить в объезд.

Видимо посчитали что содержание пути отнимает много затрат.

Отнюдь (Анонимно) Развернуть
Очень интересно! Спасибо за рассказ.
Что же послужило причиной ликвидации? Низкая рентабельность?

Думаю что да. Хотя там пути перед этим были отремонтированы на совесть,
при ж.б. шпалах и возможной скорости в 60 км в час затраты на содержание пути
минимальны. А путь (инфраструктура) - это основная составляющая расходов.


(без темы) (Анонимно) Развернуть
Отлично, Сева, очень хороший и красивый отчет! Прочел с удовольствием!

Рассказ - супер. История - печальна...

Да не было в ней толку... Проходило два поезда пассажирских, а товарняки, по-моему, и при советской власти не ходили.
Жалко, тем не менее.
Еще одна вещь из моего детства исчезла...

Да, развал продолжается. Эх, прото нет слов!

(Анонимно)
«в основном шпалы 1980-81 годов изготовления, но видели даже 1995-го(!)»

Простите, а как Вы определяете, какого года шпала? На ней написана дата (и где)?

Да, на ж.б.шпалах пробивается год изготовления - есть типа меточки около крепления одного из рельсов.

А это действительно поход? Далеко идти-то, тем более не по ровной дороге. Или все-таки на машине?

В машине, конечно, быстро и почти ровно, но проблема в том, что параллельно данной ж.д. нет автодорог, поэтому для полноценного исследования оставался лишь один вариант - поход.

Стартуем с Андреем вечером 28 мая 2007 года, накануне майских праздников

апреля :)
ну да, про Тёплое второй раз писать не буду =)

Не совсем понял комментарий. Вы были в Тёплом? Напишите ))

(без темы) (Анонимно) Развернуть

Волово-Куликово поле

(Анонимно)
А когда станция Куркино стала Кулполем? Кажется где-то читал, что в 1911 г. по представлению
Исторического общества, но боюсь ошибиться. Нет ли какой-нибудь подробной и точной ссылки на источник? А то получается: Книгу Большому Чертежу - побоку, типа "у нас своя поляна!"

Re: Волово-Куликово поле

"В полутора верстах от станции Куликово Поле находится большое торговое село Куркино (4000 жителей), по имени которого станция называлась до 1911 года, когда, по ходатайству Исторического Общества, была переименована в целях ознаменования исторической местности."

Отсюда:
http://www.ruzgd.ru/kulikovo_pole.shtml

Отличный рассказ!
Когда-то интересовался этой линией. Мол, как так: прямая, капитально отремонтированная и вдруг разбирать...
Как сказал один из собеседников, который ранее проживал в зоне тяготения к ж.д., одна из основных причин - радиация, оставшаяся от Чернобыля-86, из-за которой резко уменьшилась численность населения в этих местах, и возить одного-двух человек стало нерентабельно.
Хотя, списать всё на малую населённость - любимое дело железнодорожных чиновников.
Ещё один прожект: ранее оговаривали вариант строительства участка от Скуратово до Истьино, частично - по трассе ж.д., где по-идее сохранилось лишь грузовое движение. Хотя, в служебках видел хозяйственный поезд Белёв - Горбачёво...
У нас в Донбассе имеется 3 направления железных дорог, которым в ближайшем будущем может угрожать частичный демонтаж пути: Мерцалово - Дубово, Попасная - Деконская и Семейкино-Новое - Должанская. В 2007 г. там были отменены пригородные поезда. До 2009 г. ходил хозяйственный поезд Красноармейск - Дубово, который в связи с кризисом заменили на авторазвозку работников ж.д. До 2008 г. ходили разговоры о восстановлении пригородного поезда Луганск - Должанская, но это были только разговоры.
Сквозных грузовых поездов на этих участках нет. Так, на участке Золотые Пруды - Дубово грузовых вообще нет, если верить служебке (хотя, в реальности, судя по накату, там что-то перегоняют), а на участке Мерцалово - Золотые Пруды - 1 сборный вывозной в сутки (в 3 часа ночи - из Красноармейска, в 7-8 часов утра - из Золотых Прудов). На участке Деконская - Попасная служебка грузовые поезда не указывает, говорят, что и сигнализацию на участке сняли, но накат, вроде бы, видели.
Кроме того, ходят разговоры о том, что могут отменить пригородное сообщение, а затем и разобрать верхнее строение пути на участках Ольховая - Карьер 122 км (через границу) и Краснодон - Изварино.

Выходит, Изварино вообще перестанет быть железнодорожной станцией? А раньше ведь много электричек через нее ходило.

Радиации там нет, летом замерял (0,04 а в Москве 0,12) отдыхаю часто в верхоупье (между волово и тёплым), кстати - могу интересующихся подбросить - езжу раз в 2 недели на выходные, на днях собираюсь дрова пилить как раз на разобранной линии )) между Верхоупье и п. Победа

Дача? Домик в деревне? Родня?
Места там хорошие.