?

Log in

No account? Create an account
основная

Записки на полях жизни

О дорогах железных, проселочных и не только

Previous Entry Поделиться Next Entry
Ночной поезд: Белоручейская узкоколейка
основная
railway_man
Посёлок Депо Вологодской области. Впереди узкоколейный переезд.


Эта ночь была особенной в нашем путешествии. Вместо того, чтобы наслаждаться снами в палатке, нам предстояло всю ночь передвигаться, чтобы проехать порядка 60 км до поселка Янишево, а потом обратно. Дело в том, что на Белоручейской узкоколейной железной дороге до сих пор сохраняется пассажирское движение. Два раза в неделю этот поезд уходит в ночь с пассажирами, а под утро возвращается. Было глупо упускать уникальную возможность.


Вернувшись к 0 часам, мы поставили машину у какого-то здания, а сами пошли к рельсам, где быстро обнаружили тепловоз и два вагончика у деревянного перрона. Сделали по паре кадров, и пошли внутрь. Там уже были люди, но немного, сразу нашли свободные ячейки. К счастью, внутри почти не было комаров, хотя я очень опасался этого после их «теплого» приёма на улице. Удивили окна – они скорее напоминали не вагонные, а от деревянных избушек, «крест-накрест».
Поезд тихо поехал. Но мы не отправились в путь, а маневрировали на соседний путь, где прицепили вагоны-сцепы. Такие используются для перевозки леса. Но вот и пора в путь по линии.
Будь мы тут месяц назад, могли бы наслаждаться «белыми ночами», однако в конце июля в первом часу ночи за окном уже было совсем темно. Первые минут 15-20 было интересно наблюдать в окно, как деревья, словно чудища, взмахивают во тьме своими «лапами» над поездом. Но насыщенный событиями день делал своё дело, и один за другим мы провалились в сон. Другие пассажиры тоже растянулись «калачиками» на коротких лавках. Наискосок от нас ехали две молодые девушки. Утром я рассмотрел их – вполне современно одеты. Однако если сказать их ровесницам из городов, что есть люди, едущие таким способом в ночи, они, наверное, сочтут это за шутку. Но для местных жителей это не аттракцион, а необходимое средство передвижение. Из Белого Ручья можно попасть в Янишево не только по узким рельсам, а и по автодороге. Правда, для этого придется преодолеть путь почти втрое длиннее.
А спалось нам в поезде хорошо. Нет, конечно, те условия были жесткими. Но нас так укачивал стук колес на стыках и покачивания вагона, что даже по прибытии в Янишево практически не удалось проснуться. Почти, потому что все-таки мы вышли на пару минут на улицу в состоянии «зомби», сделали снимки и свалились обратно в сон. Помню лишь, что сначала нас протащили вперед, на грузовую станцию, там отцепили вагоны-сцепы и потом маневрами оттащили на пассажирскую станцию, где были встречающие поезд люди. Люди выходили, а вошло еще больше, но впрочем, мест хватило всем, а мы так и остались в своих ячейках, где и продолжили сон. Поскольку проезд бесплатный, в этом поезде сон не прерывается фразой "Ваш билет?".
Проснулись мы уже буквально перед прибытием обратно. Было совсем светло. Часть людей поспешила в посёлок, часть отправилась в железнодорожное депо. А мы пошли фотографировать. При ясном свете картина стала более понятной. Для начала мы прогулялись по самой станции Депо, где стояла масса различной железнодорожной техники, вплоть до самодельных стругов (снегоочистителей). Дойдя по рельсам до автомобильного переезда, мы вернулись в обратную сторону, где свернули в локомотивное депо. Уже вовсю кипела работа – слесари смазывали тепловозы, а неподалеку путейцы чинили стрелку. Мы решили не мешать людям и, довольствуясь несколькими кадрами, двинули к машине. Предстоял новый насыщенный событиями день.

Лес, привезенный узкоколейными поездами, готов к перегрузке на баржи Волго-Балта.


Станция Депо. Дежурка, ночная смена.


Станция Депо. Перрон и поезд, готовый отправиться в ночной рейс.


Станция Янишево. Пассажиры ночного рейса.


Станция Янишево. Тепловоз ТУ7А перед отправлением обратно


Интерьер вагона. Обращают внимание необычные рамы окон.


Станция Депо. Состав вернулся.


Станция Депо. Перрон и пассажирский павильон.


Станция Депо. Вагоны-сцепы.


Разноцветные тепловозы.


Локомотивное депо.


ТУ6Д


Самодельный струг


Пассажирские вагоны


Хозяйственный поезд


Прицеп с тепловозными кабинами



  • 1
Спасибо! Я этим летом проплывал по Волго-Балту на теплоходе и мечтал увидеть эту узкоколейку. Очень рад, что она жива и здорова.

Жива и продолжает работать. Правда, как знать, сколько ей лет ещё отведено? :-(

(Анонимно)
Спасибо за снимки!Ностальгия нахлынула по родным местам,как всё стало убого!В 80-х годах ещё всё было новенькое,вагончики новенькие,даже свет и вода питьевая была!А сейчас?всё разваливается!

Спасибо

"Самодельный струг" это навесные снегоочистители ЛД-24 на тепловозы ТУ7 и до.

Понятно, а то я пытался понять, как эта конструкция должна работать.

Здорово! После ночного поезда на АУЖД хочется и сюда :)

Постойте, по-моему про эту узкоколейку и ее ночных пассажиров недавно был материал в программе НТВ "Профессия-репортер". Сюжет сделал известный журналист Андрей ЛОШАК. Такие же убитые вагоны, убитые поселки и с десяток жителей на весь участок пути. В его репортаже пассажирские вагоны тоже почему-то именно ночью уходили в рейс. Я не прав?

Честно говоря, не видел передачи. Но скорее всего не про эту.

"Жизнь в тупике"
Алапаевская УЖД

Точно, "Жизнь в тупике". Однако корреспондент Лошак так и не сообщил, где она находится, вследствие этого и возникли аналогии.

А давно там такой павильон и заборчик? У меня ощущение, что год назад не было их.

(Анонимно)
Ничего романтичного в этх поездках нет.Я прожил в п.Янишево 10 лет и мне приходилоь частенько испытывать этот ужас,скоро построится дорога лесовозная и в узкоколейке не будет уже нужды.

Нашел некий рецепт, может ...

... кому будет полезной идеей. Жалко, когда такие интересные дороги "разлагаются".

Как правило у таких удаленных мест мало перспектив. Перестают разрабатывать торф, заготавливать лес и предприятие закрывается, дорога разрушается, техника приходит в негодность. И захочется съездить за грибами-ягодами, а не на чем.

Вот интересный вариантик, который получился сам-собой во владимирской деревне. Название указывать не буду, там и так много народа ездит.

Еще лет 15 назад "местный дачник" из Москвы, отправляясь в лес за грибами, прихватывал с собой молодые побеги слив и вишен. Жалко было выбрасыват неплохие сорта. В лесу совком их высаживал. Безсистемно, в разных местах. Большая часть саженцев принялась.
Сейчас это взрослые плодоносящие деревья. В лесу теплее, нет ветра и сливы и вишни хорошо опыляются. Снег в лесу тает позже и деревья цветут позже, чем в деревне, очень часто "пролетают" мимо заморозков. Урожаи хорошие.
Городские грибники просекли урожаи и теперь приезжают специально за халявными сливами.
В деревне народ подрабатывает, предоставляя место для машин, иногда для ночевки. Бывает и для шашлыков. В местном магазине существенно расширился ассортимент спиртных напитков (ну и доход наверное тоже). Сейчас местные жители целенаправленно рассаживают по лесу "новую волну" саженцев. Лет через 5 можно ожидать очень заметной прибавки урожаев.

В принципе, решение лежало на поверхности. Просто лень мешала этим заниматься. Ведь и облепиху можно так же высаживать и малину. Тогда сезон посещаемости лесов будет больше.
А денег для этого не надо. У вишни и слив побегов каждый год образуется много. Все равно их вырубают.

Вообще, любой проблемой надо заниматься. А у нас в глухих местах народ не очень инициативный. Тем более им трудно понять, как можно чего-то там высаживать для "чужого дяди". Вот если бы само все как-то получилось ...

(Анонимно)
Ужд заканчивает свое существование...... , а такие вагончики (теплушки) уже год как не возят свои пассажиров в п.Янишево , мой муж работает машинистом уже 15 лет, не передать словами какие чувства я испытала, когда в первый раз поехала с ним на работу...

Очень жаль, что еще одной узкоколейкой будет меньше.

Спасибо за интересные фото. Сердце кровью обливается,когда видишь убитые пассажирские вагоны. Я даже не понял,было ли в них электроосвещение?

Какой-то сюрреализм

Edited at 2013-02-09 06:37 (UTC)

Сегодня ездили в пассажирском вагончике, все отлично, все работает, стучат колеса!

  • 1